воспитатели: Летникова Катерина Юрьевна, Гаврикова Анна Михайловна
Кризис трёх лет - возрастной кризис, который проявляется при переходе от раннего возраста к дошкольному. Он характеризуется кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка, его социальных отношений. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).
Лев Семенович Выготский выявил семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет и назвал их "семизвездием симптомов".
-
Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с социальным отношением ребенка к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Таким образом, негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят. Негативизм следует отличать от непослушания. При непослушании ребенок отказывается делать то, что он не хочет делать.
-
Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
-
Строптивость — эта реакция направлена в целом против норм воспитания, системы отношений. Ребёнок бунтует против текущего образа жизни, против того, с чем он имел дело раньше.
-
Своеволие — стремление ребёнка к самостоятельности, проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность.
-
Обесценивание — процесс, при котором ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше, что было для него привычно, интересно .
В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали.
-
Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются - он начинает протестовать. Именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
-
Деспотизм — у ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Он заставляет родителей делать все, что он требует.
Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что Ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю, поэтому возникают негативизм, упрямство, своеволие и другие симптомы в поведении. Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Рекомендуемое поведение при взаимодействии с ребенком:
Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании - предоставьте ребёнку самостоятельность.
Научитесь переключать внимание ребенка, отвлекать его.
Поощряйте познавательный интерес и самостоятельность ребёнка (в доступных пределах для данного возраста). Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.
Совместно старайтесь найти компромиссные решения в конфликтных ситуациях, предоставляющие ребёнку право выбора.
Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое.
Просите ребенка вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее, также это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми.
Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.
Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Уважайте личность ребёнка. Ребёнок в этом возрасте хочет, чтобы родители знали, что рядом с ними находится не ребёнок, а взрослый человек.
Признайте право ребёнка на совершение ошибок. Если вы видите, что ребёнок что-то делает не правильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно.
Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние.
Следите за собой. Многие слова и поступки ребёнок копирует у своих родителей.
Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Ведь именно любовь и понимание помогут ребенку преодолеть этот кризис.
Консультация "Что такое индивидуальный подход"
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка начинается с его семьи. Определенный вклад в разрешение этой сложной проблемы вносят так же педагоги-практики.
Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать, при этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой единые требования к поведению ребенка как в детском саду, таки в семье.
Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива сплоченного, жизнерадостного.
Зная особенности коллектива, педагог может правильно направить деятельность и поведение каждого ребенка, воспитывать умение подчинять свои личные интересы общим.
Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка.
Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных направлениях поведения. Во всех случаях, необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада, так и семьи.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен осуществляться на знании анатомо-физиологических и психических возрастных и индивидуальных особенностей.
Изучив ребенка, поняв, почему он поступает так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него. Правильно определить метод индивидуального подхода к ребенку помогает знание теории вопроса. Хотя, конечно, педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи жизни. При изучении индивидуальных особенностей детей своей группы воспитатели делают специальные наблюдения за ребенком.
Воспитатель изучает индивидуальный подход по следующим вопросам:
- отношение детей к трудовой деятельности;
- индивидуальный подход к детям, уклоняющимся от трудовых поручений;
- индивидуальный подход к детям в преодолении медлительности;
- учет индивидуальных особенностей детей в проведении дежурств;
- учет индивидуальных особенностей в коллективной трудовой деятельности;
- вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей;
- индивидуальный подход к самоуверенным и застенчивым детям в игровой деятельности;
- опыт индивидуального подхода к детям в процессе проведения занятий по развитию речи;
- работа по подготовке нерешительных детей к участию в занятиях;
- особенности осуществления подхода на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса. Он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.