Воспитатели: Богданова Людмила Викторовна, Титова Ольга Сергеевна
- Консультация для родителей
«
Что такое готовность к школе?"
Быть готовым к школе уже сегодня не значит
Уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит
Быть готовым всему этому научиться.
Л. Венгер
Как бы вы определили , что ждёт школа от ребёнка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.
Школа проводит иногда тестирование весной-летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребёнка к школе и помочь ему.
Детям, воспитывающимся в речевом детском саду, требуется дополнительная помощь и со стороны родителей.
Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счёт, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать, анализировать, группировать;
- действовать произвольно;
- действовать по образцу;
- общаться со сверстниками:
- и желания быть школьником, “взрослым”.
В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5 – 6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребёнка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть опираясь на зону ближайшего развития ( ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребёнка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством,- то, что полностью самостоятельно ребёнок ещё не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.
Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности к школе занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.
Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребёнка к школе (перечислим их ещё раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.) Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.
Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребёнка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети на уроках и на переменах в школе; не менее интересными могут стать воспоминания родителей о своём первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребёнка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.
Важно правильно подобрать школу для ребёнка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.
Памятка
Ребёнок шести лет должен:
- различать предметы по признаку формы;
- обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам,
- сравнивать по длине, ширине, высоте до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
- применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;
- изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;
- создавать изображение фигуры человека и животного в движении;
- создавать выразительные образы по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приёмы симметричного вырезания из бумаги;
- строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.
Что необходимо знать и уметь ребёнку подготовительной к школе группы
- Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
- Знать великих русских поэтов, писателей (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, С А Есенин, Ф.И.Тютчев и др.)
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
- Различать гласные и согласные звуки и находить их место в слове.
- Разделять слова на слоги.
- Составлять схемы слов, предложений.
- Придумывать слова на заданный звук, с заданным количеством слогов.
- Придумывать предложения на заданное количество слов, с данным словом.
- Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).